ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МИФЫ
о Едином Государственном Экзамене
Н.В. Корочкина, педагог-психолог
гимназии № 1573, г. Москва
(По материалам сайта http://www.menobr.ru)
Мифы о ЕГЭ содержат в себе как правдивую информацию, так и ложные суждения педагогов. Ложные утверждения, как правило, вытесняют правдивые, усиливая состояние волнения и беспокойства у учителя.
Рассмотрим несколько таких "педагогических мифов".
"Учитель отвечает на 100% за успешность сдачи ЕГЭ"
Учитель действительно влияет на успешность сдачи ЕГЭ, но на уровне подготовки учащихся. Он должен эффективно спланировать и организовать подготовку к экзамену. Но есть факторы, влиять на которые педагог не может, – физическое состояние ученика на экзамене (его самочувствие, работоспособность), эмоционально комфортная обстановка в семье и так далее. Ответственность за результат ЕГЭ справедливо делить между учеником, родителями и учителем.
"Я – учитель, и я должен делать все, чтобы каждый мой ученик сдал ЕГЭ"
В должностные обязанности учителя входит работа со всеми учениками вне зависимости от симпатий и успеваемости. Неправда в том, что учитель должен делать абсолютно все (обеспечивать явку учеников на консультации, гарантировать выполнение домашних заданий учащимися...). Если сам учитель постоянно будет брать на себя повышенную ответственность, то даже заинтересованному в результате выпускнику действительно не за что будет отвечать.
"Если дети увидят, как сильно я волнуюсь, может, тогда они начнут заниматься"
Любому человеку, в т. ч. выпускнику, важно знать, что за него переживают и что его работа на экзамене не безразлична педагогам. Учителя должны говорить о своем волнении ученикам. Но сильные тревога и беспокойство не помогут "заставить" кого-либо что-то делать, скорее, ученик в ответ тоже начнет чрезмерно волноваться.
"Чем чаще я буду напоминать о ЕГЭ и говорить, как это сложно, тем лучше ученики будут готовиться"
Этот миф очень похож на предыдущий. Правда в том, что учитель переживает за результаты сдачи экзамена. Неправда в том, что "давление сверху" на учеников будет эффективным. Важнее установить с учеником партнерские отношения для достижения общей цели – удачной сдачи ЕГЭ.
"Если мои дети сдадут ЕГЭ плохо – значит, я работаю плохо"
Учащиеся по-разному могут сдавать ЕГЭ. Если результаты были слабыми, можно внести коррективы в план подготовки к ЕГЭ. Но итоги экзамена не должны однозначно приравниваться к эффективности работы учителя. Если сводить результаты своей работы только к баллам по ЕГЭ – стресса не избежать.
"Мой предмет выбрали самые слабые ученики, с ними мы точно провалимся"
Ученики имеют право выбирать любой предмет. И результат ЕГЭ зависит, в том числе, от умения эффективно планировать время на выполнение заданий, регулировать эмоциональное состояние. Поэтому нельзя прогнозировать низкий результат на экзамене, исходя лишь из текущей успеваемости выпускников.